меню

История происхождения штор

Сама история оконных занавесок и штор различных видов насчитывает вот уже не одно тысячелетие.

Невозможно даже представить себе жилище без штор, каким бы обычным и скромным ни было его убранство. В основном, люди предпочитают достаточно большие окна, что с одной стороны даёт такую возможность, которая предоставляет почву для красивой подачи штор, а с иной стороны - комната не начинает выглядеть чересчур тёмной. Сам декор оконных систем обычно состоит из определённых элементов: это карниз, оборка, одной или нескольких штор. Ещё в 1848 году карнизы, как правило, предварительно красили и после чего наносили позолоту либо использовали обычную крашеную штангу. Оборка тем самым свисала с карниза, которая поддерживалась двумя кольцами.

Копнем глубже.

Начнем с Древнего Египта. Именно в эту интересную эпоху люди начали уделять огромное внимание своему жилищу. Тогда и шторы стали настоящим украшением. Ткани для штор были непростыми. Их украшали всевозможными орнаментами и элементами, имеющими не только декоративное, но и магическое значение. Кроме штор, дома древних египтян украшали балдахины, которые помещались над кроватью. Получила распространение и обивка для мебели.

Говоря о Месопотамии, существующей еще задолго до нашей эры, стоит отметить, что именно в этот период в оформлении жилья появилось понятие роскоши и помпезности. Шторы отделывали бахромой и вышивками, мебель украшали покрывалами и подушками. Вскоре, роскошный стиль распространился не только на Востоке, но и покорил Европу. Наиболее интересным периодом развития штор (впрочем, не только штор) является Древняя Греция. Именно, в период этой эпохи, со свойственным ей стремлением ко всему прекрасному, появились различные драпировки, которые мы используем по сей день.

Говоря о Византии, отметим как раз то самое влияние восточной культуры на способ оформления интерьера. Для византийских штор характерно обилие пышных драпировок, золотых вышивок и украшений. Часто материалом для штор служил ценный китайский шелк.

Но вот, постепенно, роскошь стала вытесняться практичностью и функциональностью. Долгое время в оформлении жилища господствовал аскетизм. Это было связано с политической, военной ситуацией и, как следствие, с особенностями архитектуры.

Возьмем, к примеру, эпоху Средневековья. Окна средневековых замков были чрезвычайно узки. Поэтому вполне естественно, что шторы представляли собой простые куски ткани. Ткань имела довольно грубую обработку и не представляла никакой декоративной ценности. Основное и единственное значение средневековых штор – защищать от солнечного света.

Постепенно архитектура видоизменяется, окна становятся шире. Простые средневековые занавески смотрятся уже неуместно. К тому же, в моду входят различные ткани, например, гобелен или вельвет. Как раз приблизительно к 17 веку началось «украшательство» шторами. Правда, шторами сначала занавешивали не столько окна, сколько дверные проемы и стены. Но со временем эта ситуация изменилась.

Появился стиль барокко, со свойственной ему роскошью. Шторы удостоились самых дорогих тканей, драпировок, ламбрекенов. Теперь шторы можно считать действительно украшением. Как раз в период барокко появились шторы, открывающиеся вверх.

Шторы, драпировки и оборки изготовлялись из самых разнообразных материалов, в составе которых находились и натуральные волокна (к примеру, лён, шерсть, хлопок). Богатый вид этих элементов декора зависел как от внешней отделки, так и внутренней. Под этим словом внутренняя отделка в то время подразумевался слой особой фланели, который служил дополнительной надёжной защитой от воздействия окружающей среды и тем самым, помогал добиться нужного растяжения штор. Внутренняя же отделка использовалась с довольно таки тяжёлыми ( вельвет или парча) и относительно дорогими тканями (например шерсть и шёлк), и гораздо реже с использованием хлопка.

Уже в 1850 году начали появляться резные позолоченные или с более бюджетной металлической с чеканкой, карнизы, которые пришли на замену предыдущим карнизам и штангам. Подобные карнизы часто украшались особыми оборками, которые в свою очередь получили название ламбрекен (это название используется и по сей день). Уже к середине века ламбрекен стала совершенно неотъемлемым элементом современного по тому времени актуального декора окна.

Под шторы, в основном, навешивали ноттингемские или швейцарские кружева. Штанги для драпировки укреплялись к лепнине, которая украшала окно. Однако в комнатах, где потолок был достаточно низким, рекомендовалось располагать карнизы и ламбрекен на максимальной высоте, тем самым способствовало тому моменту, чтобы конструкция не закрывать окно. Если окно было чересчур узким, то выбиралась штанга, которая должна была входить за лепнину вплоть на 15-20 сантиметров. Тем самым, окно визуально расширялось, а комната становилась гораздо светлее.

Говоря о длине штор, можно заметить, что она рассчитывалась таким образом, чтобы штора доставала до самого пола после того, как сборки были уже составлены. Сборки были самыми разнообразными, например, такие шторы могли представлять собой достаточно длинную петлю из шёлкового материала или шнура из шерсти, который в свою очередь подвешивался за специальный крюк, находящийся на уровне примерно 1 метра над полом. Также в использование были специальные металлические или деревянные крепежи.

К 1880 году архитектурные излишества того времени, как, впрочем, и длинные до пола шторы совершенно исчезли из моды. Как правило, основой для изготовления штор являлись хлопок, а так же шерсть и лён. Самый роскошный и уникальный вид достигался путём разнообразных материалов, например различного вида парчи, тафты, сатина и плиса. В то время шёлк был недостаточно доступный и людям из среднего класса, которые старались украсить гостиные, столовые, и библиотеки предпочитали использование шерсти для подобных целей. В спальнях в большей степени преобладали ситец и хлопок. В приемных, в основном, использовали самые что ни на есть дорогостоящие ткани, которым придавали необычный внешний вид.

В середине XIX века было нововведение, которое заставляло выбирать шторы, соответствующие принципу "гармонии в контрасте". По такому типу декорировались всеобщие общественные приемные. В спальных же комнатах стал господствовать принцип "гармонии в аналогии". Все зависимости от используемого материала, большинство критиков сходились на одном и том же мнение, что прозрачные шторы являются сами по себе недостаточно привлекательными. Лишь в летний период в комнату могли вывешивать шторы и ламбрекен с кружевами, но в другие времена года окна требовали более чёткого и серьёзного подхода.

И что же мы имеем сейчас? А сейчас мы имеем в своем распоряжении многообразие форм и моделей штор, созданных во все предыдущие эпохи. И называем мы эти варианты стилями. Для пошива современных штор существует множество сочетаний тканей, элементов. Дизайн штор – это целая наука. Современное многообразие штор может удовлетворить вкус любого человека. К тому же, продолжают появляться новые варианты оформления окна, например, металлические или тканевые жалюзи, бамбуковые шторы и много другое. Дизайн современных штор ограничивается только фантазией и законами гармонии.